четверг, 3 мая 2012 г.

Работник и поп


Сказка  записана П. В. Лепаловским в 1953 г. в дер. Григорьевне Каслинского р-на, Челябинск, обл. от его отца Василия Васильевича Лепаловского.

Работник и поп

Жил-был старик. Было у него три сына. Однажды получился недород, и начался голод. Вот старший сын и говорит отцу:
— Пойду я, тятька, наймусь, к попу в работники. Авось призаработаю немного.
И пошел.
А поп тот был скупой да жадный.
— Ладно,— говорит он старшему.— Будь моим работником. Но помни: работников я не кормлю. Нравится такое условие, живи, не нравится — уходи.
Подумал, подумал старший сын и согласился.
Вот он день проработал голодом, два дня, на третий не выдержал и убежал от попа.
То же самое получилось и со средним сыном.
Тут начал младший сын у отца проситься:
— Отпусти, тятька, меня к попу.
— Куды, тебе, дураку! Братья-то вон какие богатыри и то не выдержали.
А младший не унимается:
— Отпусти, тятька.
— Ну, ладно. Ступай.
Пришел младший к попу:
— Возьми, батюшка, в работники.+

 
А поп отвечает:
— Айда. Работник мне дозарезу нужен. Только помни: работников я не кормлю. Свое ешь.
— Ну, это для меня не страшно.
— Коли не страшно, так оставайся.
На утро поп поднялся раным-рано. Наелся блинов да пирогов и будит работника:
— Запрягай, Иван, двух лошадей на разнопряжку, за сеном поедем.
Запряг работник коней и поехали. Поп едет первым, Иван — вторым. Только выехали за деревню, Иван закричал:
— Батюшка! А ведь я веревку забыл.
Поп рассердился:
— Эх, ты, разиня! Беги скорей... Хорошо, что еще не далеко отъехали. Потеряли бы полдня зря.
Ивану только это и нужно было. Спрыгнул с телеги и побежал обратно. Поп дожидаться остался. Вот Иван прибегает к попадье и кричит:
— Матушка! Батюшка велел пирог ему послать. Говорит, долго проезжу, так есть захочу.
Подала попадья пирог. Иван тут же его за пазуху и побежал.
— Ну, что,— спрашивает поп,— взял веревку?
— Да я, батюшка, оказывается, взял ее сразу. Вон она у тебя на телеге лежит. И как это я не доглядел?
Поп так и взялся:
— Вот дурак небитый! Сколько время даром пропало. Садись скорей, поедем...
Едут. Иван ломает пирог да ест. Пока до покоса доехали, он полпирога оплел. И наелся досыта.
За работой не заметили, как солнышко за полдень перевалило. Поп проголодался.
«Эх,— думает,— зря я ничего не взял на обед».
Думает, а сам подторапливает работника:
— Давай, Иван, поскорее.
А Иван попевает песенки и нарочно медлит. «Пусть, мол, поп промнется как следует». Ему-то самому ведь не страшно: полпирога в запасе есть.
Сено накладено, возы увязаны, поехали домой. Поп опять едет первым, Иван — вторым. Лежит работник па возу и доедает вкусный пирог.
— Ты что, Ваня, ешь? — спрашивает поп.
— Как что, батюшка? Сено. Выбираю листушку и ем. Где ж мне хлеба взять? Ты ведь меня не кормишь.
Проехали немного, поп опять спрашивает:
— А что, Иван, вкусное оно?
— Попробуй, батюшка, поешь...
Взял поп листок, пожевал, пожевал да и выплюнул.
«Нет,— думает,— лучше до дому дотерплю».
А работнику говорит:
— Ты смотри, чтоб кони на другую дорогу не свернули.
Растянулся поп на возу и заснул. Едет Иван и видит: отворот пошел в сторону. Соскочил с воза и направил лошадь попову по другой дороге. Сам тоже лег спать. Ехали, ехали и приехали к вечеру в чужую деревню. Проснулся поп, начал работника ругать:
— Ты что слепой был, куда заехал?!
А Иван спокойно отвечает:
— Батюшка, ведь первым-то ты ехал. Смотрел бы...
— Да я спал...
— И я, глядя на тебя, тоже уснул.
Поругался, поворчал поп, да что делать? Решил заночевать.
— Иди,— говорит,— ищи ночлег. Домой ехать поздно, да и лошади устали.
А у Ивана в той деревне родня была. Он сразу туда и направился.
Приходит и просится:
— Пустите нас с батюшкой переночевать.
— Заезжайте, места хватит.
Рассказал хозяевам Иван, как они в их деревню попали, и говорит:
— Только когда будете нас садить ужинать, то приглашайте попа один раз. Мой поп любит, чтобы ему кланялись да просили. Не приглашать совсем — неудобно, а пригласите один раз и будет. Пусть голодом ночует. Сам-то тоже работников не кормит. Вот и пусть узнает, как не евши жить.
На том и договорились.
Заехали Иван с попом во двор, выпрягли коней и зашли в избу. Тут хозяйка самовар на стол и приглашает попа:
— Садись, батюшка, чаевничать.
— Нет. Спасибо. Сыт я.
— Садись, Иван...
— Пожалуй, сяду. Чаек-то я люблю.
Уселись хозяева за стол, Ивана усадили. Пьют. Один поп сидит в сторонке и ждет, когда еще раз пригласят. Ждал, ждал и не дождался. Так и остался голодным.
Напились, наелись, спать ложиться начали. Старик лег в угол под полатями, старуха на печку забилась, а Иван на полати полез. Полез и поп за Иваном.
Думает: «Дурак я. Сам из-за себя голодом остался. Приглашали люди, так еще ломался. Лежи теперь, щелкай зубами».
Много ли, мало ли прошло времени, все уснули. Только попу не спится: шибко он есть хочет. И на бок ляжет, и на спину, и на живот повернется — все равно не спится. В полночь давай будить Ивана:
—  Иван, а Иван!
— Чего тебе, батюшко?
— Я есть хочу...
—Вот выдумал! Тебя ведь садили чаевничать, так садился бы...
— Да, знаешь, как-то неудобно...
— Коли теперь удобно, так лежи, помалкивай.
Полежал, полежал поп и снова будить принялся:
— Иванушка...
— Чего тебе опять?
—Я есть хочу.
— Тьфу! Знал бы, так сроду к тебе в работники не пошел. И не кормишь, и спать не даешь. Ну, да я не такой, зла не помню. Иди, вон в залавке горшок с кашей стоит. Сам видал, как старуха из печки вытаскивала. Вот и поешь.
Слез поп тихонько с полатей, достал горшок. Чувствует, что еще не простыла каша: так и жжет горшок руки. Хотел поп есть да ложки найти не может. Опять к работнику:
— Я ложку не могу найти, Ванюша...
— Ешь, батюшка, без ложки. Успевай, пока хозяева не проснулись.
Подбежал поп к горшку да как запустит в него руку с жадности. А в горшке-то был вар горячий. Поп еле удержался, чтобы не взвыть диким голосом. Попробовал вытянуть руку из горшка, не тут-то было: так и слепило руку варом. В испуге сунул вторую руку в горшок, чтобы первую освободить, и она засела.
Ванюша, в горшке-то ведь вар...
— Брось его, батюшка, коли так...
— Да не могу! Обе руки прилипли.
— Бей тогда, батюшко, горшок-то...
Бегает поп по избе и ищет обо что горшок разбить. Как раз луна выглянула из-за тучи, и поп увидал: лежит какой-то камень в углу под полатями. «Вот об него и разобью»— думает. Разбежался да как треснет горшком по камню, а это старикова лысина блестела.
Соскочила старуха с печки и заревела:
— Ой, убили! Ой, спасите!..
Прибежали сын с невесткой, что в соседях жили, и принялись кто реветь, кто кричать и ругаться.
— Где он, долгогривый черт? Дайте мне его!..
А попа и след простыл. Как увидел он, что натворил и — айда на улицу!
Тогда хозяева на работника насели:
— Это тебя, дурака, черт принес! Вот взбутетеним тебя да еще к уряднику сведем. Попадет вам обоим с попом!
Видит Иван, что дело не так оборачивается и говорит:
— Мне-то ничего не будет. А вот вам попадет. Сказывайте, куда попа девали? Кому ваш старик нужен? А ведь поп-то единственный на всю волость. Сказывайте, куда попа девали?
Испугались хозяева. Думают: «А и верно. Скажет, дурак, что мы попа куда-то задевали, не миновать плетей да каторги. Хорошо, если поп живой. А вдруг руки наложит со страху, вот и расхлебывай тогда.
Вот сын и говорит работнику.
— Ладно, Иван, мы к уряднику не пойдем. И ты тоже не ходи. Будто ничего не случилось. Отец-то ведь живым остался.
На этом и порешили.
Утром запряг Иван лошадей и поехал домой. Смотрит: выглядывает поп из-за крайней хаты и трясется, как лист на дереве.
— Ну, что, Ваня?— спрашивает.
— А ничего. К уряднику пошли. «Мы,— говорят,— его, долгогривого, в каталажку засадим». Ведь старика-то ты насмерть кокнул.
— Ох, господи! Что ж мне делать, Ваня?
— Плати двести рублей, все улажу. Они ведь мне родственники.
Делать нечего. Отдал поп работнику двести рублей.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Мне посчастливилось работать с г-ном Бенджамином Ли, Бенджамином Ли и их командой, которые недавно организовали потрясающий опыт предоставления мне ссуды в размере 760 000,00 евро по низкой ставке 2% взамен, они предоставляют любые виды ссудного финансирования. Если вы ищете ссуду, которая предлагается на международном уровне без проверки кредитоспособности, то г-н Бенджамин Ли - это тот человек, с которым вы можете связаться и его замечательную команду, но также нужно в режиме реального времени проверить их веб-сайт и их услуги. Адрес электронной почты офиса г-на Бенджамина Ли: 247officedept@gmail.com Также быстрый чат в Whatsapp: + 1-989-394-3740. В финансовых услугах! Это для тебя. Спасибо за вашу заботу.