пятница, 13 апреля 2012 г.

не было, но будет


Не было, но будет

Жил на свете мужичок, небольшой, гор­батый. Был Он ростом не велик, но парень башковатый. Родился, конечно, он без горба, горб нажил у богатых людей. Есть пословица: «У кулака работать — не будешь богат, а будешь горбат» — вот, значит, он и стал с горбом.
Ну, и насчет того, что он стал башковат, тоже есть другая пословица:- «Как помучишься, так и научишься». Ну, вот мужик досыта за свою жизнь намотался, ну, и ума нахватался.
Приходит однажды этот мужик к помещику наниматься в батраки. Помещик нанимает его с таким условием: неделю ра­ботать, а один день спать. Если он так проработает год, то поме­щик ему даст две тысячи рублей, а если батрак уснет на работе и помещик его захватит спящего, то батрак должен будет отра­ботать помещику год бесплатно.
«Две тысячи — деньги большие»,— думает батрак.— Как-ни­будь проработаю год, а там заживу на славу». Согласился батрак работать. Вот он работает месяц, другой, где и заснет намного, но пока не попадался. Но все же измучился, ходит, как тень, его уже ветром шатает, и за каждую кочку он запинается.
Однажды рубил дрова, присел закурить и заснул. Помещик его увидел, разбудил и сказал:
— Ты свое слово не сдержал, и теперь мне должен год отработать бесплатно.
Как не обидно было батраку, все же год пришлось отрабо­тать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Этот год батраку показался за десять лет. Но всему бывает конец, пришёл и году конец. Обидно было батраку с пустым карманом. Жалко было помещику батрака отпускать. Уж очень он ему понравился, что на него даром работал.
Думал, думал помещик, как бы батрака объегорить. Ему и делать больше нечего, как придумывать да обманывать людей. Придумал: «Соври, — говорит, — мне так, чтобы я тебе не по­верил. За это я отдал бы все свое хозяйство, а если не сумеешь соврать, то ты должен будешь работать на меня до смерти».
Подумал крепко батрак над затеей помещика, наконец, ска­зал:
— Ну, слушай,— говорит батрак помещику,— помнишь — Я к тебе нанимался в батраки, когда еще мы с тобой рождены не были.
— Верю, — говорит помещик.
— Вот, я к тебе пчел нанялся пасти. Пасу я пчел и однажды потерял трех.
— Верю.
Искал я их три дня, наконец нашел двух пчел в лесу, чуть- чуть они плетется, по три пуда меду несут.
Верю.
— Третью пчелу еще три дня искал. Подошел я к широкой реке, смотрю, а за рекой большая стая волков дерет мою пчелу.
— Верю.
— Река глубокая, и моста через нее нет, вода разлилась на несколько верст.
— Верю.
— Как же мне перебраться за реку? Взял я сам себя за ухо, размотал и перебросил.
— Верю.
— Я шапкой перебил волков и стал собирать кости пчелы.
— Верю.
— Собрал я кости в кучку, вдруг пчела оживела.
— Верю.
— Да такая большая стала пчела, с корову. Я сел на нее верхом и полетел домой.
— Верю.
— Я и говорю: «Пчела, ужаль старика». Как прилетели домой, пчела налетела на твоего папашу и давай его жалить, а он от боли давай по-собачьи лаять, да так и сделался собакой, бросился на меня — хотел искусать, а я посадил его в мешок и давай пле­тью полосовать. Ну и выгнал я собаку из дому, и ходит она около дома да мурзится, все ладит укусить!
— Врешь! Подлец! — вскричал помещик. — Этого не было.
— Не было, но будет,— сказал батрак.— Теперь прошу осво­бодить дом по уговору.
Так и выгнал батрак помещика, и сам стал управлять хозяй­ством.
А помещик ходит около дома, как собака, скалит зубы, да урчит.


примечание
Записана И.С. Зайцевым в 1936 г. на Златоустовском заводе им. Ленина от рабочего-шлифовальщика Сергея Колесникова, 1914 г. рождения.  Напечатана в сборнике "Народное творчество  Южного Урала", Челябгизб 1948 г.
 


Комментариев нет: