четверг, 19 апреля 2012 г.

Смекайло да Обдирайло

Сказка записана А. С. Фрумкиной в г. Березовском Свердловской обл. от Елизаветы Петровны Клюшниковой 1915 г. рождения. Новое в данном варианте — образ Мороза Ивановича, не характерный для сказок данного цикла. Несмотря на волшебный элемент, это вариант ближе к сатирическим сказкам о богатстве и бедности.

Смекайло да Обдирайло

Умер мужик, осталось у него два сына — Смекайло да Обдирайло. Обдирайло был мужик жадный, а Смекайло — доверчивый и простой. Стали они наследство делить. Забрал Обдирайло себе все хозяйство, а Смекайло дал одну драную сермягу — заплата на заплате, да и вытолкал за порог. Нечего делать, пошел Смекайло куда глаза глядят.
Шел он, шел, зашел в темный дремучий лес, видит: на полянке домик стоит. Стукнул в окно — никто не отвечает. Отворил двери, видит — сидит за столом старый-престарый дед. Борода белая, как снег, на усах сосульки висят. Сидит старик, ест из ледяной, чашки холодное, студеным квасом запивает.
— Здравствуй, дедушка.
— Здравствуй, добрый молодец! Зачем пожаловал?
— Разреши, дедушка, у тебя ночь ночевать.
— Куда путь держишь, выкладывай, какая нужда-горе с тобой приключилась?
— Ох, Мороз Иванович, иду, сам не знаю куда. Умер у нас отец, стали наследство делить — старший брат все забрал, мне одну драную сермягу оставил.
— Ох ты, простая душа, так и быть помогу твоему горю. Возьми вот у меня скатерть-самобранку, захочешь есть-пить, только скажи:
— «Скатерть-самобраночка, накройся». Будут у тебя всякие кушанья, какие только душа желает.
Поблагодарил Смекайло Мороза Ивановича и — скорее домой, в деревню. Захотелось ему брата угостить хорошим обедом. Зашел к брату, а у него гостей полная изба. Раскинул Смекайло скатерть на столе:— «Скатерть-самобраночка, накройся!»
Вдруг откуда ни возьмись две проворные руки наставили на стол всяких кушаний и вина заморского. Всех гостей накормили-напоили до отвала. А когда уснули все, Обдирайло украл у брата скатерть-самобранку, а вместо нее положил брату простую скатерку, а на утро и самого его выгнал за дверь. Пошел  Смекайло, проголодался, дай, думает, закушу. Раскинул он скатерть, сколько ни говорил, сколько ни просил — не накрывается скатерть-самобранка. Понял, что обманул его брат.
Пошел он снова к Морозу Ивановичу. Усмехнулся Мороз Иванович:
— Прост ты больно, Смекайло. Ну, ладно, так и быть, помогу тебе. Дам я тебе суму переметную. Неказиста на вид сума, а с ней нигде не пропадешь. Захочешь есть-пить, скажи: «Двое из сумы»,— будет перед тобой все, что ты пожелаешь.
Поблагодарил Смекайло Мороза и пошел в деревню. Пригласил всю деревню. Угостил на славу. Узнал про это брат, от зависти есть-пить не может. Позвал он к себе Смекайло в гости:
— Давай, брат, помиримся.
Умаслил, уговорил Смекайло, спать уложил, а ночью выкрал у него суму, а брата выбросил сонного за порог. Г/очесал заты¬лок Смекайло и пошел снова к Морозу Ивановичу.
Рассердился Мороз, нахмурил седые брови:
— Ну, коли так, возьми золотую суму, помогу я тебе в последний раз. Скажи, как в тот раз: «Из сумы двое», а когда наешься досыта, скажи: «В суму двое».
Поблагодарил Мороза Смекайло, пошел да решил дорогой попробовать новый подарок.
Только сказал он:
— Из сумы двое,— выскочили из сумы два молодца с дубинками, и давай молотить Смекайло. Еле он вспомнил, что надо сказать: «В суму двое». Спрятались молодцы в суму, а он стоит, спину почесывает, сразу ума вдвое прибавилось. Пришел он прямо к брату на двор и говорит:
— Вот смотри, какой подарок мне Мороз Иванович дал.
У Обдирайло глаза от жадности разгорелись.
— Продай, брат, суму.
— Не продажная, а заветная. Могу только сменять золотую суму на простую и скатерть-самобранную, что ты у меня забрал.
Нечего делать, отдал Обдирайло брату скатерку-самобранку и суму, а сам дождаться не может, когда брат уйдет, чтобы новую суму попробовать.
Только ушёл Смекайло, крикнул Обдирайло:
—  «Из сумы двое!» Выскочили из сумы два молодца с дубинками и давай лупить его. Он туда, сюда, на улицу выскочил, Я кадку с водой залез, на сеновал забрался, не отстают молодцы, бьют Обдирайло, что есть мочи. Кричит Обдирайло:
— Помилуйте, спасите!
Со всей деревни народ собрался, а как помочь — никто не Пришел Смекайло, а брат-то чуть живой лежит на ограде. «Крикнул он:
— «В суму двое!» Спрятались молодцы. Обдирайло и говорит: — Прости меня, брат. Давай, будем жить вместе, как при отце жили.
Не поверил Смекайло брату, стал с тех пор один без брата жить-поживать.
А если не верите  приезжайте посмотрите: деревня Дремово, в дремучем лесу. Дремучей губернии. Я бы сам поехал туда, да лошадь моя на три копыта подкована, четвертую подкову девки на счастье утащили.
Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец.

Комментариев нет: