четверг, 26 апреля 2012 г.

Дроворуб и черт


Сказка записана П. В. Лепаловским в 1953 г. в дер. Григорьевне Каслинского р-на, Челябинск, обл. от Василия Васильевича Лепаловского

Дроворуб и черт

В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили-были старик со старухой. Старик целыми днями работал, а старуха на печи лежала, ничего не делала. Была она толстая да ленивая.
Вот настало время сено косить. Старик и говорит старухе.
— Хватит тебе, старуха, давить кирпичи. Собирай-ка еду и пойдем сено косить.
Неохота старухе вставать с печки, да делать нечего. Собрала она кое-как еду и отправились.
Только вышли за деревню, старуха начала отставать. Старик пять шагов, старуха два. И все ругается:
— И куда ты, черт старый, бежишь? Пожар что ли где? Заморил вконец...

 
Видит старик, что с таким ходоком, как его старуха, к вечеру до покоса не добраться, махнул рукой и пошел вперед. Пройдет немного и обернется, посмотрит: идет ли старуха. А она шаг шагнет да станет, шагнет да станет. Так и отстала от старика совсем.
Покос у них был за речкой. Едва старик подошел к реке, слышит: кто-то под мостом в воде барахтается и стонет. Глядь: тонет в реке молодой чертик. Увидел он мужика и взмолился:
— Спаси меня, дедушка! Тону! Чем угодно откуплюсь, только спаси.
Ухватился старик за рога черту и вытащил его на мостик.
— Ну, дедушка, — говорит чертик, — вели, что для тебя исполнить.
Начал думать старик, чего бы такое с черта взять, и наконец сказал:
— Довези мою старуху до покоса, и будет с тебя. Больно она у меня ходить не охотница.
Мужик пошел дальше, а черт ударился навстречу старухе. Прибежал и говорит:
— Садись, бабушка, на меня. Я тебя живо донесу до места. Старуха вначале испугалась, но как узнала, в чем дело, быстро взобралась ему на спину и поехала.
Когда черт привез старуху на покос, старик уж косил.
— Ну, — говорит черт, — слезай, бабушка. Я и так из сил выбился.
А старуха ему:
— Провези еще вокруг покоса. Я посмотрю: много ли нам нарезали.
Делать нечего. Повез черт старуху вокруг покоса.
— Ну, теперь слезай, бабка.
— А ну, чертик, еще разок провези. Что-то я плохо рассмотрела.
Осердился старик и давай старуху бранить
— Слезай, колода. Как тебе не стыдно на других ездить?
— Не на тебе езжу. Не ворчи. Вот объедем еще разок вокруг и слезу.
Опять черт повез старуху кругом. Объехали, но старуха сидит.
— Слезай, бабушка.
— Провези, чертик, вон до того кустика и будет.
— Не повезу.
— Вот я тебя, собачьего сына...
Испугался черт и ударился что есть духу в лес. Старуха сидит. Ухватилась
за рога и никак ее не стряхнешь. Забрался черт в самую чащобу и давай по кустам
пробираться. Исцарапался весь, а старуху не может стряхнуть. И прыгал, и по
земле катался, старуха как приросла.
Бегал, бегал черт, носил, носил старуху и выбежал, наконец, на лесосеку. Видит: рубит мужик дрова. Черт к нему:
— Сними, мужик, с меня проклятую старуху, озолочу. Восьмой день на мне ездит. Из сил выбился.
Взял дроворуб старуху и стащил ее еле-еле с чертика.
— Ну, мужик, — говорит черт, — был ты бедняк, а будешь богачом. Сейчас я пойду во дворец к царю и напущу хворь на его дочку. И никому ее не вылечить, кроме тебя. Когда услышишь о том, объявись лекарем.— Пойдешь к царевне в покой, никого с собой не бери. Мы там встретимся. Помни: на деньги, которые даст тебе царь в награду, не делай доброе дело. Не подавай бедным, а пей да кути. Если не выполнишь мой наказ, пеняй на себя.
И черт убежал.
Вечером приходит дровосек домой и слышит: дочка царская заболела. Не долго думая, мужик краюху в мешок и айда в город.
Приходит и объявляется: так, мол и так, я лекарь, берусь вылечить царевну. Обрадовался царь и велел мужика позвать.
— Ты, правда, берешься вылечить царевну? — спрашивает царь.
— Правда.
— Ну, смотри. Вылечишь — мешок золота дам, обманешь — повешу.
— Будь, царь, по-твоему. Показывай, где царевна лежит. Только прикажи никого не впускать в покой царевны.
Зашел мужик в спальню и видит: лежит царевна на кровати и мечется. В головах у нее сидит знакомый черт и дергает ее за волосы. Улыбается.
«Вот,— думает мужик,— хворь-то какая».
А черт ему говорит:
— Сейчас я уйду, и она будет здоровой. Твоя награда будет, только не забудь мой наказ.
Поднялся черт и убежал в окно. Царевна сразу заснула. Часа через два проснулась и стала совсем здоровой.
Отвесил царь мужику мешок золота и приказал отправить домой лекаря на лошадях.
Покутил, попировал дровосек недели две и стал шибко тосковать.
— Нет, — говорит, — не годится так жить. Люди голодом сидят, а я золото на ветер швыряю.
И начал раздавать деньги: кому горсть, кому две, а кому и целые пригоршни.
Раз ночью приходит к нему черт и говорит:
— Не послушался меня, так быть тебе повешенным. Побегу сейчас к царю и буду опять дочку изводить. Пришлет царь за тобой, вот и попадешься. И повесит он тебя, как обманщика.
На другой день чуть свет — пых! — к мужику тройка. Царь, мол, требует: дочь опять заболела. Куда мужику деваться? Поехал.
Приходит опять в покой к царевне, черт хохочет:
— Нет, брат, шалишь! Ступай на виселицу.
Потоптался мужик, подумал да как крикнет:
— Чертушка! А ведь ту старуху-то я с собой привез!
Как стрелой черт от царевны и в окно. Только его и видели. Снова наградил царь мужика. Возвратился мужик домой и зажил на славу. Говорят, и сейчас живет.

Комментариев нет: