среда, 18 апреля 2012 г.

Волшебная Плеть


Волшебная плеть

Недалеко в одном селе жил поп. В том же селе жил мужик Иван с Агафьей. Жили они бедно. Поп нанял Ивана в работники к себе. Иван жил у него и работал добросовестно, а поп за работу ему ничего не платил. Жил работник только из-за хлеба, да и часто ложился спать без ужина. Трудно показалось жить Ивану: работы много, а работает даром. Он и задумал хитрости, чтобы обмануть попа и получить с него деньги за работу. Однажды утром встал Иван и говорит своей жене:
— Агафья, знаешь что, давай я принесу пузырь, налью в него воды, возьму клюквы, раздавлю, размешаю с водой так, чтобы вода была красная, как кровь, и привяжем тебе за пазуху, а там. что сделать, я скажу.
Так и сделали. Принес Иван клюквы, воды и пузырь, раздавил клюкву, смешал с водой и слил в пузырь, привязал жене за пазуху под рубашку и сказал:
— Ты, Агафья, пеки блины, а я пойду, приведу попа и угостим его блинами. Ты маслом блины не мажь. Буду кушать блин и тебя ругать, зачем плохо блины мажешь. А потом схвачу нож и слегка ударю в самый пузырь. Ты упади на пол и притворись мертвой, а потом я тебя ударю плеткой, а ты встань.
Иван сходил за плеткой, повесил ее на вешалку в своей избе. А сам пошел за попом.
Пришел Иван к попу и говорит:
— Батюшка, пойдем к нам блины кушать!
Поп рассмеялся и говорит:
— Да, еще этого не хватало, я не дурак к тебе итти сухие блины есть.
Иван говорит:
Нет, батюшка, блины у меня сегодня Агафья мажет маслом.
— Ага,— скапал поп,— с маслом-то пойду.
Схватил поп шапку и пошли. Пришли. Поп снял рясу и хочет повешатъ на мешалку, увидал плетку и спрашивает:
— Это что у тебя, Иван?
— Это, батюшка, плетка. Сегодня ночью ко мне явился ангел с этой плеткой и говорит: «Вот эта плетка волшебная; она воскрешает мертвых. Я подарю се тебе, ты ей пользуйся, сны стоит дорого». А сам поднял крылья и улетел на небо.
Поп посмотрел на плетку, поверил: «Да, верно, штука хорошая». Повесил плетку на то же место и сели оба с Иваном есть блины» Агафья блинов напекла много, блины остыли, а масла мало. Иван ел блины и ругался: «Зачем плохо мажешь? Намазывай крепче, чтобы с них масло текло». А масла мало, и Агафья все подавала сухие блины на стол. Вдруг Иван вскипятился, схватил нож и ударил Агафью прямо в пузырь. Из пузыря хлынула клюквенная вода. Агафья притворно закричала и упала на пол. Сначала она билась и стонала, а потом и закрыла глаза, как будто умерла. Поп испугался, вскочил быстро из-за стола, перекрестился и закричал: «Боже мой, что ты наделал!» А Иван в то время взял с вешалки плетку, подошел к Агафье, ударил ее плетью — и Агафья встала, как будто ничего и не случилось, затерла на полу кровь и стала опять блины пекчи. Удивился поп такому чуду, уверился, что, действительно, эта плеть волшебная и воскрешает мертвых. Он и говорит Ивану:
— Слушай, Иван! Ты мне продай эту плеть!
— Можно,— сказал Иван,— только она стоит дорого.
— А сколько бы ты взял?
Иван запросил тысячу рублей.
— Нет,— поп говорит,— дорого. Возьми пятьсот рублей. Долго рядился поп, но Иван не уступал и, наконец, поп согласился, отдал Ивану тысячу рублей, внял плетку и ушел домой. Иван проводил попа, закрыл дверь на крючок, завесил окно тряпицей, подошел к Агафье, поцеловал ее и говорит:
— Ну, Агафья, ладно говорят, что у попа волосы долги, а ум короток. Все же я его опутал, не даром жил у него три года. Вот они денежки-то.— Сам показал Агафье тысячу рублей, а потом взял ее за руку и ушли на печку отдыхать. Долго они не спали, смеялись над попом.
Принес поп плеть домой, увидала матушка и говорит: «Это для кого ты, батюшка, плетку принес?» Поп рассказал ей про все. Эту плеть я, мол, купил у Ивана за тысячу рублей, вот через нее мы заживем еще лучше: она оживляет мертвых. Я отпеваю покойников — беру по двадцать пять рублей деньгами, кроме того, холста, шерсти и прочих продуктов, всего рублей на сто. Теперь я буду делать так: если привезут покойника, то отпою, возьму сколько полагается, а потом его оживлю.
—А как оживишь? — спрашивает попадья.
— Да очень просто. Только хлестну раз или два волшебной плетью — мертвец встанет. А я, знаешь, за это буду драть большие деньги. А ты, матушка, как думаешь? Выйдет дело?
— Ну, конечно,— говорит попадья,— дело в том, что Иван к нам в работники больше не пойдет, так как у него появились деньги.
— Ну, не пойдет,— говорит поп,— если не пойдет, то через суд заставят его у меня работать.
— Ну, ладно,— говорит попадья,— значит, дело выйдет.
Посидели поп с попадьей порядочно вечером и спокойно ушли спать. Попу не спится, думает: «куда же я буду деньги девать? Если я буду оживлять мертвых, то ведь это чудеса».
А сам все поглядывает на плеть.
Прошли двои сутки. Недалеко от села был хутор, где жил помещик Разбухин. Он жил богато, имел несколько тысяч десятин земли, имел крепостных людей, которые весь век на него работали. У него был один сын, которого он очень любил. Сыну исполнилось двадцать лет, он его женил. Во время свадьбы с радости помещик напился, да так крепко, что околел. Горько плакали жена, сын и молодая о своем батьке, но ничего не сделаешь. Нарядили Разбухина в бархатный костюм, положили в крашеный гроб, накрыли черным покрывалом и повезли в церковь к попу отпевать.
Привозят к попу, а он в то время сидел за столом, обедал. Увидел, что к нему везут покойника, обрадовался и так быстро вскочил, что чашки со стола полетели. Прибежал к попадье и шепчет: «Матушка, посмотри-ка, какого покойника привезли, видать, богатого».
Вдруг отворяется дверь, один из слуг Разбухина входит в комнату и крестится. Помолившись, сложил крестом руки и подошел к попу. Поцеловал ему руку и говорит:
— Я, батюшка, привез умершего помещика Разбухина, который женил сына и на свадьбе запился.
Ахнул поп, развел руками и сказал:
— Как так запился?! Ведь он по четверти спирту выпивал и то ничего не делалось. Вон мы нынче с ним две недели пировали и что только не пили! Ничего. Правда, я только две обедни не смог прослужить. Жалко! Ну что сделаешь?— А сам отвернулся, смотрит на матушку и смеется. А потом повернулся лицом к слуге и говорит:
— Ну, ладно. Завтра отпою. Приказал снести покойника в церковь и сказал, чтобы завтра приехали («буду отпевать»). Слуга поклонился и ушел. Поп убежал в комнату, взял плеть, посмотрел и смеется. А сам думает: «Завтра я с них возьму денежки».
На второй день сын, жена и сродственники едут хоронить Разбухина, а за ними идут пешком слуги и крепостные, подчиненные ему рабочие, человек сорок или больше, идут и нее они слезно плачут. Плакали они по найму и тянули жалобно, как будто Разбухина жалко. Одна женщина закрыла платком глаза, а сама причитает: «Полное ли мне решето дадут го-р~о-х-у-у~у».
С большой радостью поп встретил гостей, опять сложил пальцы каракулей, оградил всех и говорит: «Не плачьте, я сначала его отпою, вы мне заплатите за это сто рублей, а потом, если надо, я его оживлю». Услыхал сын Разбухина такие слова, подошел к попу и говорит:
— Откуда ты, батюшка, это взял, чтобы человека мертвого оживить. Ведь он уже умер третий день, да и не так просто умер, а в тот вечер он полторы четверти спирту выпил.
—Все равно для меня. У меня есть волшебная плетка, которую принес мне ангел, я ей хностну раз или два — какой угодно мертвец сразу встанет и будет жить.
Обрадовался сын Разбухина и говорит попу:
— Батюшка, ты его не отпевай. На, за отпевание я тебе отдам сто рублей. (И достал кошелек из-за пазухи и отдает деньги).— Но только ты его сейчас же оживи.
Поп взял сто рублей и говорит:
— Если надо оживить, то плати две тысячи рублей, и твой батька будет жив.
— Не жалко,— сказал сын Разбухина,— деньги не я нажил, если будет жив, то опять наживет.— Достал из-за пазухи кошелек и отдает попу две тысячи рублей. Схватил поп деньги и убежал домой. А покойника велел вынести из церкви на волю, так как он, говорит, соскочит, обрадуется, побежит быстро и может разбить в церкви подсвечники.
Покойника вынесли и все стоят, ждут, что будет дальше. Вот поп выбегает из своей комнаты, бежит, смеется, волосы раздувает ветром, а в руках тащит плеть. Женщина, которая плакала об горохе, стоит, охает и говорит шепотком другим:  — Наверно, поп его оживит. Такие мы несчастные родились! Видно, нам не пережить этого барина. Беда, если оживет: опять будем на него работать день и ночь.
А поп в это время подбегает ко гробу, раскрыл покойника, поднял плеть, замахнулся и крикнул: «Рас-с!» А сам хвостнул вдоль брюха Разбухина так крепко, что от удара копоть пошла. Но мертвец недвижим. Все ждут: «вот встанет». Прошло минут десять. Покойник лежит. Все смотрят, как очумелые. Не долго думая, поп опять замахнулся плетью и крикнул: «Двас-с!» А сам опять дернул плетью по брюху Разбухина, да так крепко, что от удара покойника немного поворотило на бок. Все ждут. Вот сейчас встанет. Но мертвец недвижим. А женщины стоят и говорят: «Наверно, ты, батюшка, плохо ударяешь, потому и не встает покойник, его надо бить сильнее, по чему попало, — и он вскочит». Рассердился поп, видит, дело не выходит и давай покойника хлестать по лицу и по чему попало. Избил всего и думает: «Почему не встает? Наверно, он проклененный. А сам убежал, скрылся и деньги, полученные за помещика, К тысячи рублей, утащил с собой. Долго ждали попа, до самого вечера, и ночью уже унесли помещика хоронить в другое селю.
Долго попа не было, не знают, куда девался. Прошло два да. Вдруг откуда ни возьмись поп приехал домой в село, увидал Ивана и говорит: «Пойдем ко мне в работники». Не смел Иван отказаться и пошел к нему жить в работники. А поп его решил убить за то, что он с него за плеть взял тысячу рублей.
Однажды утром он говорит Ивану: «Ты запряги лошадь, поезжай к амбару, нагребите с матушкой три мешка сухарей и приезжайте сюда».
— Ладно, — говорит Иван. Запряг лошадь, посадил матушку, поехали. Поехали, нагребли три мешка сухарей и приехали обратно. Поп высадил матушку и говорит: «Иван, мы сейчас с тобой поедем на реку, а матушка пусть сидит дома». Сам сел в телегу и поехали на реку. Река была недалеко, они скоро приехали и остановились на берегу реки. Берег оброс весь кустами и мелким ельничком. Поп говорит: «Давай, Иван, развяжи сначала один мешок и высыпь в воду сухари: они очень старые и сухие, пусть размокнут, а дома ими будем корову кормить». Высыпал Иван мешок сухарей в воду. Поп говорит: «Иван, залезай в мешок, скоро град пойдет и тебя изобьет, а я под телегу залезу». Смекнул Иван, что поп хочет что-то с ним сделать и думает: «Ну, от смерти не уйти, а две не получишь». Взял, залез в мешок, поп хотел его завязать. В это время приходит к попу какая-то женщина и говорит: «Батюшка, причасти меня». Улыбнулся поп и говорит: «Ладно, пойдем отсюда вон тут за елочку, так как святыми тайнами везде не машут». И увел женщину в кусты причащать. А Иван в то время выскочил из мешка, выломил гнилой пенек и вместо себя засунул в мешок, а сам убежал, спрятался за елку и смотрит, что поп будет делать. Долго батюшка причащал женщину. Прошло часа два. Батька с женщиной идут. А он ей говорит: «У тебя еще грехов много, ты приходи когда-нибудь каяться ко мне на дом».
— Ладно,— сказала она, сама улыбнулась и ушла.
А Иван все слушает и выглядывает.
Подошел поп к воде, видит — сухари плавают. Посмотрел на мешки и думает, что Иван в мешке сидит. Взял мешок, в котором был пень, поднял повыше и бросил его в воду. Пень был гнилой, тяжелый, сразу стал тонуть, и на воде появились пузыри, а вода забурлякала: бурь-бурь-бурь». «Ну, — думает поп,— слава богу, теперь потопил». Завернул лошадь и уехал. А Иван увидел — нет попа, тихонько леском убежал домой.
Прошло двое суток. Иван пошел в город, на дороге его догнал ямщик, он ехал в карете на трех темно-бурых лошадях. Иван говорит: «Постой, посади меня!» Ямщик остановился, посадил Ивана и пустил лошадей так быстро, что не видно свету.
Вдруг попадает навстречу поп (он ехал из города), узнал Ивана и говорит: «Стой!». Иван остановился. «Ты откуда взялся?» Иван говорит: «Я, видишь ли, из воды еду, смотри, лошади мокрые». А с коней от быстрой езды пот капает. «А где ты таких лошадей взял?» — спрашивает поп. «В воде,— ответил Иван.— Когда ты меня бросил, то вода пузырилась: бурь-бурь-бурь, в то время мне привели трех бурых лошадей с ямщиком и с каретой, вот я теперь на них езжу». Позавидовал поп и говорит: «Вот что, Иван. Ты на меня не сердись. Я тебе принес большую пользу: смотри, ты из-за меня на каких лошадях ездишь. Достань мне таких трех лошадей, я тебе за труды уплачу». Иван говорит: «Давай две тысячи рублей, завтра же будешь ездить на таких лошадях».
Дорого казалось попу отдать такие деньги, но лошадей покинуть жалко: сходил он к матушке, поговорили и решили отдать Ивану деньги. Поп достал деньги и отдал. Иван взял деньги, дал ямщику на чай и велел ему ехать по своему пути, а сам сел к попу и поехал на реку. Немного отъехали, Иван говорит: «Вот что, батько, ты вернись, захвати с собой порожний мешок и дубину: это нам понадобится». Поп сбегал за дубиной и мешком, бежит, а Иван на него кричит: «Что долго ходил?! Там всех лошадей хороших разберут». Поп послушно залез в мешок.
Скоро они приехали. Был сильный ветер, волны хлестали в берег так, что брызги летят. Иван говорит: «Это очень быстро там ездят на лошадях». — «А скоро ли мне дадут лошадей?». Иван думает: «А вот я сейчас тебе дам». Сам взял мешок и говорит: «Сейчас прибежат три коня, они, не видаючи тебя, будут сначала лягаться, хотя и больно будет, но ты молчи». А сам сел на лошадь, прогнал мимо него и говорит: «Слышишь топот лошадей? Они сейчас будут тебя лягать». Сам завизжал, взял дубину и давай попа в мешке дубасить. Поп сначала молчал, а потом не стало терпения и запел: «Спаси, господи, люди твоя». А Иван говорит: «Ладно, батька, ты молись за себя, чтобы тебя бог спас, а люди без твоих молитв обойдутся». А сам все его возит дубиной. Говорит: «Молчи, батя, лошади очень хороши, у них звездочки во лбу». И до тех пор хлопал его дубиной, пока он не замолчал. А потом взял его и давай поднимать да торкать о землю, а сам приговаривает: «Довольно тебе людей дурманить».
Несколько раз торкнул, а потом бросил в воду — только брызги полетели. Запряг Иван лошадь и уехал домой. Приехал и кричит: «Агафья, иди встречай!»
Вышла Агафья, он ей рассказал все, что сделал с попом и как его бросил в воду. Посмеялась Агафья и сказала: «Давно бы их надо всех туда же, от них только дурман».

Комментариев нет: