понедельник, 16 апреля 2012 г.

Нужда


Нужда

Жили два брата. Вот эти братья поде­лились. Один себе все богатство взял, а другому-то ничего не досталось. Тот и говорит: «Я побогаче, так уеду от бедного подале жить — в другую деревню». Вот они живут. Год прожили. Богатый богатеет, а у бедного все нужда. Вот бедному вздумалось попроведать богатого брата. Пошел в праздничек в гости к нему. Приходит. У богатого брата гости за столом — с вилочки куша­ют да винцом запивают, а бедного брата вперед не пригласили. Вот он посидел под порожком, да и говорит: «Брат, попой меня». Брат почерпнул холодной воды, попоил брата. Брат обратно пошел.
Вот он зашел в лес. Идет дорогой, сам песенки поет. А по лесу-то отдается, припевается к нему. Остановился на дороге и спрашивает: «Это кто,— говорит,— поет?».— «Я — Нужда». — «Ты,— говорит,—куда?»—Я,— говорит,—-с тобой».—«А если,— говорит,— я домой приду, сделаю,— говорит,-— гроб, лягу, а ты куда?» — «Я,— говорит Нужда,— с тобой».
Да, вот так и идет поет, а Нужда-то все подпевается. Пришел бедный брат домой, сделал гроб и говорит: «Нужда, ты здесь?» — Нужда отвечает: «Здесь».— «Ты легла в гроб?»,— «Легла». Закрыл бедный брат покрышку, забил гвоздями, гроб на плечо и в лес. Закопал эту Нужду, да и ну-ко богатеть! И так разбогател, что по всем деревням славушка пошла. До богатого брата весть дошла. «Дай,— говорит,— попроведаю: отчего брат разбогател?» Вот приходит к бедному брату бога­тый брат и спрашивает:
«Чем же ты, брат,— говорит,— разбогател на такую большую славу?» А брат, хоть и бедный был, а праведный,— все по правде говорил.
«Да вот, говорит, брат, я у тебя в гостях-то был, ты меня, говорит, водой-то поил. Я домой пошел, да и песню запел. Нужда-то, говорит, и подпевается. Я пришел домой, сделал гроб, Нужду положил, снес, в лесу закопал. Вот, говорит, там моя и Нужда ушла, с тех пор я и зачал богатеть». А сам богатого брата угощает, поит и кормит. А богатый брат сидит и думает: «Недолго побогатеешь, скоро ты у меня опять будешь жить по-старому». Пошел богатый брат, на прощанье спросил: «Где закопана твоя Нужда?» А бедный брат ему и рассказал: вот там-то, у лесины. Вот богатый брат идет, приворачивает к этой ле­сине. Пришел и спрашивает: «Эй, — говорит Нужда, — ты здесь?»— Нужда отвечает: «Здесь, здесь. Давно уж я, — гово­рит,— жду тебя». Вот брат со радением ее и давай выкапывать и говорит: «Нужда, пойди,— говорит,— к тому брату, он уже раз­богател». Как открыл покрышку-то, а Нужда как выскочит,— да к нему на крыльцо, да и обседлалася. Вот он ее и той рукой и другой рукой — одно что говорит: «К тому брату пойди, к тому брату пойди!» Она и говорит: «Я его боюсь, он опять меня зако­пает. Никуда я от тебя не уйду».

Комментариев нет: