пятница, 20 апреля 2012 г.

Купец и Солдат


Сказка записана П. В. Липаловским в 1949 г, в дер. Григорьевке Каслинского р-иа, Челябинской обл. от семидесятилетие»о кол­хозника Петра Васильевича Пильщикова.


Купец и Солдат

Жил на свете один богатый купец. Был он такой скупой, каких в сказках не встретишь. На полушку никому ничего в долг не даст. Родной матери не верил.
Раз к соседу купца — бедному мужику зашел прохожий солдат. Поговорили они о том, о сем, и зашла у них речь о купце.
— А что, мужик, добрый у вас купец?— спрашивает солдат.
— Нет,— отвечает мужик,— Скряга, живодер. У него снегу зимой не выпросишь.
— Как так?
— Очень просто. Гроша ломаного никому в долг не дает.
Солдат усмехнулся:
— Ну, это брат, вы сами виноваты. Подхода к купцу не знаете. Мне вот лично любой купец верит. По сотне рублей взаймы дают.
— Может, другие и одалживали, но нашего ты не знаешь. Ни за что не даст.
— А я говорю, даст. Вам не дает, а мне даст.
— А я говорю не даст.
Спорили, спорили солдат с мужиком и договорились. Если через три дня не принесет солдат сто рублей, то ставит мужику ведро вина. Если принесет — мужик ставит.
Накинул солдат шинель на плечи и тем же часом отправился к купцу в лавку. Приходит и подает купцу три рубля:
— Получай, хозяин, должок.
Как не был жаден купец на деньги, однако удивился:
— Постой, служба,— сказал он солдату,— что-то я тебя не припомню.
А солдат:
— Бери, бери. Мало ли нашего брата, солдатни, по дорогам шатается. Где тебе всех упомнить! Потом, какая стать мне деньгами зря швыряться? Коли не был должен, не отдавал бы. Я солдат честный.
— Твоя правда. Вижу: впрямь ты честный человек. Первый раз в жизни такого вижу,— сказал, принимая деньги, купец. А про себя подумал: «Видно, в самом деле был солдат должен мне».
Поговорил солдат с купцом и отправился восвояси.
На другой день только открыл купец лавку, солдат тут как тут:
— Выручай, хозяин, давай рублей сто взаймы. Мундир заказал новый, выкупать нужно. И не бойся — за мной не пропадет.
— Кому другому не дал бы, а тебе дам,— ответил купец и прйнялся отсчитывать бумажки.
Взял солдат деньги и ушел. Ушел и не возвратился. Ждал, ждал купец, да так и не дождался. Ловко провел его хитрый солдат!

Комментариев нет: