воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Бе да ме, подай мне


Сказка записана А. С. Фрумкиной в г. Березовском Свердловской обл. от Елизаветы Петровны Клюшниковой, 1915 г. рождения.

Бе да ме, подай мне

Умерла у бедного мужика жена. Надо хоронить. Пошел он к попу.
— Приходи, батюшка, отпеть надо покойницу.
— А много ли ты, мужичок, мне за это дашь?
— А что увидишь, что спросишь, то и отдам.
Пришел поп, отпел старуху. Стал мужик с попом рассчитываться.
Зашел поп в конюшню, увидал жеребенка.
— Отдай, мужик, жеребенка мне, как по уговору было. Отвел жеребенка к себе на поповский двор и снова идет. Увидал в кладовке мешок зерна.
— Давай, мужик, зерно мне, как по уговору было — что увидел, то и беру.
Нечего делать мужику, отдал последнюю пшеницу. Снес поп на свой двор и опять идет. Увидал стол посреди избы.
— Отдавай, старик, стол, по уговору — что увижу, то и беру. Ничего не сказал мужик, отдал стол. А поп снова глазами шарит, что взять ищет. Увидал на гвозде шапку — шапку взял, опояску цветную, пимы, телегу со двора увез, чашки, ложки в ведра сложил — и то домой унес. Совсем мужика разорил, а еще ищет — нельзя ли чего унести. Глядит — на мужике тулупчик овчинный коротенький надет. А у попа глаза завидущие, руки загребущие.
— Снимай,— говорит,— полушубчик, отдавай мне согласно уговору.
А мужик не отдаёт.
— Побойся ты бога, батюшка, в чем я работать-то буду, с голоду ведь помру.
Поп и разговаривать не хочет, силком полушубчик с мужика сорвал, себе на плечи накинул, охорашивается, смотрит — впору ли пришелся.
— Согласно уговору,— говорит,— мое подай мне.
Только чувствует поп, что-то с ним неладно делается, словно он к земле растет, все меньше и меньше ростом становится. Стал он с себя полушубок скидать, а тот точно прирос к плечам, никак не скинешь. Смотрит мужик на попа и диву дается. Глядит, а поп уже на четырех ногах стоит, шерсть-то из тулупчика насквозь лезет, морда-то козлиная и рожки на лбу обозначились. Подпрыгнул козлом поп, вышиб дверь лбом и выскочил за ограду, да прямком в лес. Бежит да кричит:
— Бе-е, бе-е, подай мне!
— Бе-е, бе-е, подай мне!
С той поры и стал поп козлом ходить, бородой трясти, а если не верите — посмотрите на нашего козла Ваську. Возьмем лыко да мочало, а кому поглянулось — начнем сказку сначала.

Комментариев нет: